главная | тепловозы | Инкерман 2 | приказы | проезды | схемы | программы, тренажёры | книги | гостевая книга | помоги сайту

главная : тренажёр 2ТЭ116

Тестирование работников РЖД в соответствии с пр. №28Ц
200RUR

Программа - тренажёр, по отысканию неисправностей в электрических цепях тепловоза 2ТЭ116 Скачать

Стоимость программы составляет 50 грн.

Пробная (demo) версия тренажёра 2ТЭ116 СКАЧАТЬ БЕCПЛАТНО



Пакет программ "Электрическая схема тепловоза 2ТЭ116" служит для изучения электрической схемы тепловоза, основных методов поиска неисправностей и организации текущего контроля знаний при подготовке и переподготовке работников цеха эксплуатации и ремонта локомотивных депо. Тренажер не предъявляет особых требований к ресурсам компьютера и удовлетворительно работает на IBM-совместимых ПК в следующей минимально допустимой конфигурации:

• центральный процессор 386SX16;
• оперативная память не менее 4 Мб;
• оболочка WINDOWS XX;
• свободное место на жестком диске не менее 4 Мб.

Программный тренажер электрической схемы состоит из двух частей:

а) электрическая схема цепей запуска дизеля, зарядки аккумуляторной батареи и управления компрессором (папка S116_zp);
б) электрическая схема цепей строгания и управления дизелем папки (папка S116_tr).

Установка тренажера



Тренажер поставляется в виде дистрибутивного исполнимого файла. Для установки необходимо запустить его и следовать указаниям инсталляционной программы.

Электрическая схема цепей запуска дизеля, зарядки аккумуляторной батареи и управления компрессором.

Запуск программы осуществляется двойным щелчком левой кнопки "мыши" на иконке соответствующего ярлыка на рабочем столе, созданного инсталляционной программой, или на исполнимом файле S116_zp.exe в каталоге (папке) S116_zp.

На экране компьютера появляется исходная заставка с названием тренажера и краткой информацией о разработчиках программы.

Щелчок "мышью" в любом месте заставки приводит к появлению на экране списка возможных режимов работы тренажера (рис.1).

Список возможных режимов работы тренажера


рис. 1

Режим "Тренировка" предназначен для ознакомления с работой тренажера, а так же для изучения работы электрической схемы тепловоза и приобретения основных навыков поиска неисправностей в ней.
Режим "Выполнение задания" предполагает выполнение предварительно сформированного контрольного задания по поиску неисправностей с ограничением времени работы (15 минут).

Режим тренировки



При выборе пункта "Тренировка" на экране появляется список возможных вариантов продолжений работы программного тренажера (рис. 2).

Выбор вариантов состояния схемы


рис. 2


Работа с исправной схемой



При выборе пункта "Исправная схема" на экране дисплея появляется графическое изображение фрагмента электрической схемы цепей зарядки аккумуляторной батареи и управления компрессором тепловоза 2ТЭ116 (рис.3).
Электрическая схема цепей запуска дизеля тепловоза 2ТЭ116 представлена на 2-х листах. На первом из них изображены цепи зарядки аккумуляторной батареи и управления компрессором, на втором - основные цепи управления пуском дизеля. Переключение между листами осуществляется с помощью закладок в левом нижнем углу экрана. Закладка видимого листа имеет белый фон, а невидимого - желтый.
В нижней части экрана расположена панель управления с несколькими кнопками.
Кнопка "Трассировка" предназначена для перехода в пошаговый режим выполнения программы. В этом случае для большей наглядности на одном шаге запитывается катушка реле, а на следующем приводятся в действие его контакты. Каждый шаг в этом режиме выполняется при помощи кнопки с изображением прямоугольного импульса, которая становится доступной при переходе в режим трассировки.

Изображение электрической схемы тепловоза

рис. 3


Кнопка "Приборы" позволяет вызвать на экран дисплея панель электроизмерительных приборов (манометры для измерения давления масла и топлива, тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала, амперметр и вольтметр для измерения тока и напряжения тягового генератора), с помощью которых осуществляется контроль значений параметров состояния тепловозного оборудования в процессе работы с электрической схемой. Повторное нажатие на эту кнопку убирает с экрана приборную панель.

Панель управления

рис. 4


Кнопка "Неисправности" вызывает экран ручного задания неисправностей в электрической схеме тепловоза.
Кнопка "Выход" позволяет перейти в начальную заставку программы и выбрать новый режим работы программного тренажера или завершить его работу.
В исходном состоянии предполагается, что все электрические выключатели находятся в разомкнутом состоянии, поэтому для подготовки электрической схемы к осуществлению запуска дизеля необходимо выполнить необходимые переключения (включить рубильник аккумуляторной батареи, необходимые тумблеры и автоматические выключатели, поставить в нужное положение контроллер и рукоятку его реверсивного барабана). Для того, чтобы включить какой-либо электрический аппарат необходимо подвести к его изображению указатель "мыши" и нажать левую кнопку (рис. 4).
Если операция выполнена правильно, тогда изображение электрического аппарата изменится на включенное и окрасится в красный цвет.

При этом следует помнить, что коммутация каких-либо электрических аппаратов возможна только тогда, когда указатель "мыши" установлен точно на изображении электрического аппарата. Приблизительное расположение указателя в области изображения не всегда может привести к желаемому результату.

Одновременно с окрашиванием включаемого электрического аппарата приобретают красный цвет все другие электрические аппараты, которые оказываются под напряжением.

Изображение рубильника аккумуляторной батареи
до и после включения

рис. 5


Для запуска дизеля необходимо включить рубильник аккумуляторной батареи ВБ на листе 1, на листе 2 автоматические выключатели А2 "Топливный насос", А3 "Дизель", АУ "Управление общее", рукоятку контроллера машиниста КМ перевести на 0-ю позицию, вставить и опустить вниз рукоятку блокировочного устройства усл. №367, взвести валопроворотное устройство (замкнуть 105-ю блокировку), затем включить тумблер ТН1 "Топливный насос". Начнет работать топливо-подкачивающий насос (его изображение окрасится в красный цвет) и увеличиваться давление топлива (оно контролируется по манометру на панели приборов). Когда оно превысит 1 кг/см2, необходимо нажать и отпустить кнопку ПД1 "Пуск дизеля 1". Собирается схема автоматического запуска, обеспечивающая работу маслопрокачивающего насоса в течение 60 сек (изображение насоса окрашено красным цветом, манометр на панели приборов свидетельствует об увеличении давления масла) с последующим включением пусковых контакторов Д1, Д2, Д3. Поскольку схема исправна, дизель должен запуститься, очем будет свидетельствовать увеличение частоты вращения коленчатого вала до 350 об/мин. Для приведения в действие схемы управления электродвигателем компрессора необходимо на листе 1 включить автоматический выключатель А5 "Компрессор" и тумблер ТРК работы компрессора. Двигатель компрессора начнет работать (его изображение окрасится в красный цвет), давление воздуха, измеряемое манометром на панели приборов, будет увеличиваться. На этой же панели находится кнопка "Утечка", позволяющая снизить давление в главных резервуарах и вызвать повторное включение компрессора.

Ручное задание неисправностей



Переход в режим ручного задания неисправностей осуществляется после нажатия кнопки "Неисправности". На экране появляется новая панель с изображением электрической схемы электрических цепей.
Изображение электрической схемы в режиме задания неисправностей не отличается от ее изображения при работе в исправном состоянии. Однако здесь исключается возможность переключения с листа на лист. Изображение электрической схемы будет таким, с какого листа мы перешли в режим задания неисправностей. Изменен внешний вид и назначение кнопок панели управления. Процесс задания неисправности заключается в том, чтобы выбрать элемент электрической схемы, подвести к нему указатель "мыши" и нажать левую кнопку.
Для задания неисправности необходимо щелкнуть "мышью" на изображении соответствующего элемента. При этом положение его изменится на противоположное и окрасится в синий цвет. После воз-врата в режим нормальной работы состояние схемы будет учитывать заданное положение этого элемента вне зависимости от состояния аппарата (включен или выключен), составной частью которого он является (однако изображение его на схеме будет изменяться в соответствии с изменением состояния аппарата). Повторный щелчок на изображении элемента вновь изменит его состояние на противополож-ное, при этом цвет окраски не изменится (останется синим). Тем самым изменяется характер заданной неисправности. Например, предварительно заданная потеря электрического контакта в блокировке реле (блокировка разомкнута) в этом случае изменяется на непрерывный контакт (блокировка замкнута). Третьим щелчком элемент возвращается в исправное состояние, а его изображение окрашивается черным цветом.
Каких-либо ограничений на количество выбранных неисправностей не накладывается. Все изображения элементов, окрашенные в синий цвет, учитываются как неисправные и в том состоянии, в каком они изображены на панели задания неисправностей.
Работа программного тренажера может быть продолжена в двух режимах: "Работа" и "Поиск". В режиме "Поиск" окраска изображений клемм остается черной вне зависимости от наличия или отсутствия на них напряжения, однако становится доступной контрольная лампа, обеспечивающая возможность проверки состояния клемм (рис. 6). Для вызова контрольной лампы необходимо щелкнуть на кнопку с изображением лампы.

Изображение выключенной и включенной
контрольной лампы

рис. 6


Имитатор индикаторной лампы позволяет определить наличие или отсутствие напряжения на любой клемме, изображенной на электрической схеме. Проверка цепей с помощью контрольной лампы начинается с подключения правого ее вывода к минусовой цепи электрической схемы. Для этого необходимо щелкнуть "мышью" на любую "минусовую" клемму. Выбор клеммы подтвердится изображением клеммы в правом "крокодиле" и надписью "Общ.'-'" или номером выбранной клеммы. После этого левый "крокодил" контрольной лампы оказывается как бы "привязанным" к указателю "мыши". При выборе (щелчке "мы-шью") любой клеммы, кроме минусовых, ее изображение появляется внутри зажимов левого "крокодила" а обозначение - рядом с ним. Наличие напряжения +110 В отражается условным изображением светящейся лампочки, а его отсутствие - погашенной. В некоторых случаях контрольная лампочка светится как бы в половину накала. Это объясняется тем, что на данную клемму напряжение подводится не прямо, а через какието сопротивления (катушки реле, резисторы и т.п.).
Последовательно проверяя напряжение на клеммах электрической схемы, можно локализовать неисправность и определить характер повреждения электрической схемы.
Убирается контрольная лампа повторным нажатием кнопки с ее изображением на панели управления.
Как в реальной схеме, так и в тренажере, иногда требуется включить реле или контактор вручную, нажав на его якорь. Такая возможность в тренажере предусмотрена. Для ручного включения реле или контактора необходимо щелкнуть "мышью" на изображении катушки соответствующего аппарата. При этом ее контур (но не вся катушка, в отличие от нормального включения) окрасится в красный цвет, а блокировочные контакта данного аппарата изменят свое положение на противоположное. Повторный щелчок на изображении катушки возвращает ее в нормальное (выключенное) состояние.

Выполнение задания



Программный тренажер по электрической схеме тепловоза 2М62, кроме помощи в изучении ее работы, предусматривает возможность использования его для контроля знаний и регистрации его результатов для последующего просмотра и анализа.

Формирование списка заданий



Формирование заданий осуществляется с помощью специальной программы формирования заданий, входящей в комплект поставки тренажера. Ее исполнимый файл Zad_var.exe находится в рабочей папке программы. После запуска этого файла на экране дисплея появляется таблица (рис.7).

Ведомость задания вариантов и результатов проверки

рис. 7


Для формировании списка заданий необходимо выполнить следующие операции:

1) ввести с клавиатуры списочный состав работников цеха, колонны и т.п.;
2) для каждого из проверяемых выбрать вариант задания из списка, появляющегося после щелчка "мышью" в соответствующей строке столбца "Вариант" .

Столбец "№ п/п" заполняется автоматически при вводе очередной фамилии работника. В столбец "Дата" будет автоматически занесена дата выполнения задания при регистрации результата работы.
После ввода фамилии проверяемого работника в столбец "Раздел" автоматически записывается "Цепи трогания", а в столбец "Вариант" - 0. Щелчок мышью в столбце "Раздел" изменит наименование раздела на "Цепи запуска", а щелчок в столбце "Вариант" приводит к появлению на экране списка вариантов неисправностей схемы, заданной в столбце "Раздел", с их подробным описанием. При помощи "мыши" один из них выбирается и номер его записывается в столбец "Вариант".

ВНИМАНИЕ! При формировании списка заданий ячейки столбца "Результат" должны быть свободными. Если в них имеется какая-либо запись, программа воспримет ее как результат предыдущей попытки выполнения этого же задания, а всю ситуацию оценит как попытку повторного выполнения одного и того же варианта, что недопустимо. При попытке запуска такого варианта появляется соответствующее предупреждение и предложение пригласить инструктора для изменения задания.



После первого ввода списочного состава работников и определения вариантов задания эту информацию необходимо сохранить. Для этого следует нажать кнопку "Сохранить" на нижней панели управления. Запись вариантов заданий производится в специальные файлы с именем Tskm70_1.prt, Tskm70_2.prt, Tskm70_3.prt и Tskm70_4.prt, находящиеся в рабочей папке WINDOWS. Все последующие изменения вариантов заданий или просмотр результатов работы производится из списка после нажатия кнопки "Просмотреть". Появляется стандартный диалог открытия файла, с помощью которого отыскивается и открывается необходимый файл. На экране появляется список работников, дата и результаты последней проверки знаний.
Изменение раздела или варианта задания производится порядком, описанным выше.

Выполнение задания



При выборе пункта "Выполнение задания" из списка режимов работы с тренажером рядом появляется новый список, из которого необходимо выбрать номер колонны (группы) где числится данный работник (рис. 7). После выбора номера колонны на экране появляется список работников, которым определен данный раздел электрической схемы (рис. 8).

Порядок выбора номера колонны

рис. 7


При работе с цепями запуска дизеля в списке проверяемых будут только те фамилии, кому определено задание по цепям запуска дизеля, и наоборот, если запущена программа "Цепи трогания и движения", в списке отразятся только фамилии работников с заданием по цепям трогания. Выбрав свою фамилию, работник приступает к выполнению задания.
На экране появляется привычное изображение электрической схемы и панели управления. Панель управления в этом случае несколько отличается от той, что была в режиме тренировки (рис.9). Кнопка "Неисправности" становится недоступной, индицируется время и появляется индикатор "Ответ".

Список заданий

рис. 8


Внешний вид панели управления

рис. 9


Как только на экране дисплея появилось изображение электрической схемы, начинается обратный отсчет времени, отпущенного на выполнение задания.
Необходимо постараться запустить дизель, проверить работу оборудования после запуска (наличие давлений топлива и масла, тока зарядки аккумуляторной батареи), привести тепловоз в движение вперед и назад, проверить работу схемы под нагрузкой на 1-15 позициях контроллера машиниста, в том числе цепей ослабления поля тяговых электродвигателей. Поскольку схема неисправна, сделать этого, скорее всего, не удастся. Необходимо установить, в чем проявляется неисправность, а затем определить поврежденный элемент. Существенную помощь в поиске неисправности может оказать контрольная лампа, доступная в этом режиме работы. Для ответа необходимо пометить индикатор "Ответ" и щелкнуть "мышью" на изображении неисправного элемента. На экране появится информация о результате Вашей работы.
Количество попыток ответов на одну превышает минимально необходимое их количество, необходимое для правильного ответа. Если отказавший элемент может быть определен однозначно, предусмотрены две попытки. Для случая, когда неисправен один из двух последовательно соединенных контактов, будут предусмотрены три попытки и т.д.
Выход из программы до завершения процесса поиска неисправности, превышение лимита времени или безуспешное использование всех попыток ответа трактуется программой как невыполнение задания, о чем делается соответствующая запись в протоколе проверки. Следующий допуск данного работника к проверке знаний может быть осуществлен после корректировки его задания.

Электрическая схема цепей трогания и управления дизелем


Файлы раздела "Электрическая схема цепей приведения тепловоза в движение, управления дизелем и возбуждения тягового генератора" находятся в папке S116_tr.
Приемы управления элементами электрической схемы и назначение кнопок панелей управления полностью аналогичны рассмотренным в предыдущем пункте.
На листе 2 имеется дополнительная панель управления, с помощью которой можно имитировать включение реле буксования, переходов, контролировать значения тока, напряжения тягового генератора и частоты вращения коленчатого вала дизеля, а так же изменять позицию контроллера машиниста.
Перевод позиции контроллера машиниста производится при помощи кнопок с изображением стрелок. Нажатие на левую кнопку увеличивает позицию контроллера машиниста, а на правую - уменьшает.

Дополнительная панель управления



рис. 10


Завершение работы с тренажером



Для выхода из программного тренажера необходимо нажать кнопку "Выход" на панели управления. На экране появляется исходная заставка, с стандартным для Windows-приложений системным меню в верхней части экрана, с помощью которого и осуществляется выход из программы.
----------
Хостинг от uCoz